О нынешнем положении дел в клубе, задачах на сезон, финансовом состоянии, а также готовности команды к плей-офф в пресс-центре «КП» журналистам рассказали директор ХК ЦСК ВВС Михаил Ничепуренко, а также новый главный тренер команды Владимир Шиханов.
ВОСЕМЬ КАНДИДАТОВ
Еще прошлым летом на командном собрании перед хоккеистами и тренерским штабом была поставлена чёткая и ясная задача – быть в тройке призеров чемпионата РХЛ, - начал общение с прессой директор ЦСК ВВС Михаил Ничепуренко. - Под неё мы проводили и селекционную работу. Пригласили игроков из смоленского «Славутича», который в прошлом году стал победителем этого турнира. Плюс ряды ЦСК ВВС пополнили несколько хоккеистов из ВХЛ.
Первоначально никаких нареканий к тренерскому штабу не было. В межсезонье мы провели контрольные матчи с молодёжными командами. Одержали много побед. Однако не сыграли ни одного поединка с соперниками по РХЛ. Вот в этом и была наша беда! Матчи против молодежи не дали полной картины подготовки команды к сезону. Все шероховатости были завуалированы. А когда чемпионат стартовал, то недоработки вывалились наружу. Вот так и получился неудачный старт.
Дальше – больше. Потом вдруг произошел конфликт между игроками и главным тренером. Они просто перестали друг-друга понимать. В итоге после долгих размышлений и пришлось Олега Поротникова уволить с поста главного тренера.
На место Поротникова пришёл его помощник – Павел Лазарев. До Нового года всё было нормально. За исключением второго выезда в Мордовию, когда мы получили очень болезненную оплеуху. Но самое поразительное не это. А то, что накануне этих матчей перед хоккеистами были погашены все задолжности по зарплате! Казалось, что игроки должны были на фоне этого с удвоенной силой начать бороться за очки и лидирующие позиции. Получилось же всё иначе – 3:8 и 3:6 в Саранске!
Но махать шашкой мы не стали. Посчитали, что команде ещё нужно работать. И она работала. Тренерский штаб нас заверил: всё нормально! На деле же получилось иначе. Мы получили в январе две оплеухи от «Липецка», а затем дважды проиграли «Славутичу» в Смоленске. Это и стало последней каплей, переполнившей чашу терпения…
На пост главного тренера мы рассматривали восемь кандидатур. В итоге решили, что команду возглавит новый/старый тренер Владимир Шиханов. Его последний клуб – «Зауралье» из Кургана, который выступает в чемпионате ВХЛ.
- Сейчас я ощущаю на себе дополнительную ответственность, - признался новый главный тренер самарцев Владимир Шиханов. – Не буду скрывать, я всегда переживал за самарский хоккей. Увидев, что в области появились такие грамотные и неравнодушные к спорту руководители, как губернатор Николай Меркушкин, министр спорта Дмитрий Шляхтин, я долго не думал. И решил принять приглашение Михаила Ивановича Ничепуренко. Теперь буду делать всё, что требуется от меня, как от тренера. И выполнять те задачи, которые будут стоять. Если говорить о перспективах, то я надеюсь, что мы еще год поиграем в РХЛ, а потом, если слова с делом не разойдутся, выйдем в ВХЛ.
- А какие задачи стоят перед командой на концовку нынешнего сезона?
- Главная задача – как можно больше набрать очков и как можно выше подняться в таблице, - говорит Михаил Ничепуренко. - Также нужно подтянуть физическое состояние хоккеистов, наработать тактико-технические действия, поправить дисциплину в быту и на ледовой площадке.
ОТ «ЛАДЫ» ПОЛЬЗЫ НИКАКОЙ
- Вопрос главному тренеру: до ЦСК ВВС вы работали с командой ВХЛ. В чем главное отличие клуба РХЛ от хоккейного коллектива рангом выше?
- Во-первых – разная инфраструктура. Во-вторых – уровень мастерства. Однако хочу заметить, что при должном отношении к делу некоторые местные самарские ребята скоро могут заиграть в ВХЛ. Но этого они добьются только через труд, через огромный труд. Я, конечно, имею в виду не первое и не второе звено. А вот в третьем-четвертом можно! Эти парни начинали заниматься хоккеем еще тогда, когда я тут работал в первый раз. И сейчас должны уже были играть никак не в РХЛ. Но, видимо, на это у них были причины. Игроку нужно понять, что стоит снизить требования к себе, и он перестанет расти. Все проблемы - от головы. Игра в хоккей - это тяжелый труд, но это работа! И, какие-никакие, деньги тут платят.
- В тренерском штабе «летчиков» уже пять человек. Вам на льду не тесно?
- Совсем нет. Я считаю, что каждый будет заниматься своим делом. В данной ситуации у нас есть время, чтобы работать, готовится. Вся работа разбита на участки. Отдельно тренируются вратари, с защитниками работают Олег Юшин и Мордвинцев. У меня же будет больше времени смотреть на игроков команды со стороны. Вся картина мне видна – очень важный момент. Я понимаю, если команда выступает в ВХЛ и КХЛ. Там игры проходят через день, и тренировочного процесса как такового нет. Главное – восстановление после напряжённых. Но в нашем случае пригодятся все тренеры. Один, допустим, пойдет в зал, другой на лёд, еще один в бассейн. Везде должны быть лишние глаза.
- Будут ли перед плей-офф подписаны новые хоккеисты?
- Нет. Заявочное окно закрылось 31 января, - с сожалением говорил Михаил Ничепуренко. - Как раз на флажке мы заявили экс-защитника «Лады» Алексея Картавых. К сожалению, ничем не закончились переговоры с несколькими воспитанниками самарского хоккея. Они захотели продолжить сидеть на лавке в командах ВХЛ и получать свои деньги. Были хоккеисты, которым их нынешние клубы должны денег за два месяца. Они эти деньги бояться потерять, и спрашивают нас: а вы нам компенсируете эту сумму? Но почему мы должны платить за другую команду? Еще два игрока не перешли в ЦСК ВВС из-за травм. В матчах чемпионатов Украины и Казахстана они получили сотрясения мозга, и диалог с ними мы были вынуждены прекратить.
- Есть какая-то польза от партнерских соглашений с альметьевским «Нефтяником» и тольяттинской «Ладой»?
- Почти нет. В Альметьевске давать опытных игроков нам не захотели. Максимум - 1993 года рождения. С тольяттинской «Ладой» мы такое «сотрудничество» и предполагали. Пока к нам приехал всего один хоккеист – Сергей Иванов. В остальном – всё только на бумаге или на словах.
ГОРОД И ОБЛАСТЬ КЛУБУ ПОМОГАЮТ
- Есть ли какой-то диалог между хоккейным клубом и областными властями?
- Да, я уже встречался с новым министром спорта Дмитрием Шляхтиным, мэром города Дмитрием Азаровым, а также губернатором Самарской области Николаем Меркушкиным. На последней встрече с губернатором, которая состоялась перед Новым годом, мы обсуждали развитие губернского хоккея. Николай Иванович очень заинтересован, чтобы этот популярный вид спорта развивался в регионе. Вот, например, в этом году будет открыт современный Дворец спорта в Тольятти, впереди строительство Дворца спорта в Самаре. Помимо этого в планах есть открытие нескольких тренировочных катков в Сызрани и Новокуйбышевске.
Пятого марта пройдет совещание руководства РХЛ. Есть предпосылки, что количество команд в следующем сезоне увеличится. В ВХЛ и МХЛ требования ужесточились. И для их устранения клубам нужно время. К чему я это? Объясняю. Вот, например, дадут нам сейчас 150 миллионов. И что? По ряду организационных вопросов мы всё равно не сможем войти в ВХЛ. Для этого нужно будет провести реконструкцию Дворца спорта: наладить охранную систему, поставить видеокамеры, найти место для ТВ-камер, наконец, поменять хоккейную коробку. Существует и ещё целая куча моментов. В связи с этим мы решили, что поиграем в РХЛ еще один сезон. А там надеемся заявиться в Высшую хоккейную лигу!
И ещё. Мы надеемся, что нашим новым домом скоро станет МТЛ-Арена. Сейчас наверху идут активные разговоры о том, что её строительство начнётся (вернее, продолжится, - прим. Д.К.) в этом году. Пока мы будем играть там какое-то время, на месте нынешнего ледового Дворца спорта построят новый!
- Помогает ли сейчас хоккейному клубу пул спонсоров?
- Вот многие над этим пулом смеются, злорадствуют. А ведь мало кто знает, что именно он не дал команде умереть. К тому же этот список показал мэру, на кого можно опираться, а от кого отказываться. Есть такие люди, которые помогают только на словах, но не на деле. Сам Дмитрий Азаров заверил, что возьмёт клуб под личный контроль. Министерство спорта области ведёт переговоры с нашими бизнесменами, которые готовы сотрудничать с ЦСК ВВС для увеличения бюджета, чтобы команда достойно играла в РХЛ, а потом и в ВХЛ. Поверьте, если сообща область и город пойдут нам на встречу, то картина с финансированием будет ясна для всех.
- Можно ли уточнить вступительный взнос в ВХЛ?
- Со следующего года взнос для участия в ВХЛ будет 10 миллионов рублей. Минимальный бюджет хоккейного клуба должен составлять 100 миллионов, и еще 40 миллионов должно уходить на содержание команды в МХЛ-Б. Для того, чтобы сразу подготовить почву под молодёжную лигу было принято решение объединить команды 1997 и 1996 годов рождения в одну. Следующий сезон эти ребята проведут в юниорской хоккейной лиге Поволжья. Там выступает восемь команд. Будущий сезон у них уйдёт на сглаживание шероховатостей.
- Сколько будет стоить реконструкция нынешнего ледового Дворца спорта?
- Есть регламент, где всё расписано по пунктам. По вместимости наш Дворец ещё пройдет. Но давайте смотреть дальше. Не соответствует регламенту ледовая коробка, которая уже стоит 12 лет. Нужно менять стекла, освещение, обновлять раздевалки, ставить видеокамеры, сушилки, иметь тренерскую для команды гостей. А это уже порядка 45-55 миллионов рублей! Поэтому давайте не будем об этом думать. Лучше построить каток около МТЛ-Арены и спокойно там играть.
- Как же вы будете играть в ВХЛ на такой маловместительной арене?
- Ну, ведь, как-то играет в этой лиге тот же Альметьевск. Там трибуны всего на 1000 с небольшим мест. Мы же будем давать гарантии от министерства спорта области, от руководства города, о том, что у нас строится новая арена.
ДОЛГОВ ПЕРЕД КОМАНДОЙ НЕТ
- Давайте вернемся к текущему сезону. В его начале решение доверить Олегу Поротникову продолжить работу – ваша ошибка?
- Считаю, что да. Я совершил ошибку. Но хотел бы сказать еще вот о чём. В начале сезона у нас наступил трехмесячный период, когда команда не получала зарплату. Во время этого Олег Поротников и Павел Лазарев из-за нехватки опыта игроков сплотить не смогли. Плюс к тому, неожиданно снизили к себе требования наши самарские воспитанники – Николай Швейкин, Иван Захарчук, Владислав Миронов, в меньшей степени Денис Скатов. Не буду лукавить, порой стоял вопрос об их отчислении. У меня в кабинете были и Швейкин и Захарчук. Тренера буквально требовали убрать их из команды. Но мы эту ситуацию сгладили.
- Есть ли сейчас перед хоккеистами какие-то долги?
- По декабрь мы закрыли всё полностью. На очереди – зарплата за январь. А по окончанию регулярных игр мы закроем и февраль. Одним словом, к плей-офф долгов перед хоккеистами не будет! Добавлю, также было принято решение, что премиальные игрокам мы выплачивать не будем. Как-никак, идём на седьмом месте – задача не выполняется. Эти деньги лучше пусть пойдут на плей-офф. Будет результат – будет премия!
- А как же нарушение условий, прописанных в контрактах?
- Какие нарушения? Есть ли разница между задачей – третьим местом и нынешним седьмым? Я думаю, что да. Более того, в каждом контракте написано, что зарплата включает в себя 50-процентную надбавку за сложность, мастерство и т.д. Поэтому руководство клуба имело все права снизить ее на 50 процентов. Но мы этого не сделали. Надеялись, что ребята одумаются, выйдут играть на высокий уровень. Хочу заметить, что как раз этого параграфа не хватает для контрактов в ВХЛ.
- Еще как не хватает, - подхватил Владимир Шаханов. – Это очень сложная ситуация. Все идёт с КХЛ. Такие правила и контракты срисовали оттуда. Но ведь помните, что мы живём в России! Подписывая контракт, тренер оказывается в таком положении, что не имеет никаких рычагов воздействовать на игрока и ситуацию. То у хоккеиста нога заболела, то пах. То есть он делает всё, чтобы не тренироваться. Главное – получать деньги. В России нет такого профессионального отношения к делу, как в НХЛ. Игрока никак не заставишь работать. Чуть что – сразу агент побежит в профсоюз, который его хоккеиста защитит. Таких примеров полно. И в КХЛ и в ВХЛ. Спросите любого тренера, он вам скажет то же самое.
- Есть еще проблема и с травмами, - тут же добавил Ничепуренко - Приведу пример Дениса Баша. В сентябре он получил травму колена и до сих пор лечится. Клуб оплачивает ему лечение и платит зарплату. Смотрите сами, человек не играет пять месяцев, не тренируется! И никуда от этого не деться. К сожалению, спорт без травм не обходится. На сегодняший день в лазарете – Тимофей Якушев и Андрей Блохин. Якушев выбыл до конца сезона, Блохин в середине февраля приступит к тренировкам.
Один хоккеист обходится клубу в 1300 рублей в сутки. По норме должно быть – 900 рублей. По нормам спорткомитета мы имеем право кормить и поить игрока 18 дней в месяц. Остальные дни – спонсорские деньги. Итого, чтобы содержать команду мы должны тратить по 700 тысяч рублей ежемесячно.
- К самарским игрокам это относится?
- Они получают деньги только на питание, проживают дома. Правда, перед матчами они будут отправляться к команде на базу. Это наше нововведение. Хоккеисты будут жить на ней двое суток. Ко всем дополнительным расходам мы готовы.
- На ваш взгляд, сколько игроков еще нужно было заявить ЦСК ВВС?
- Сложно сказать. Главное – почувствовать команду, - подчеркнул Владимир Шиханов. - Пока я не до конца знаю её состояния, не могу составить точного плана её подготовки. Допустим, вечером я провел тренировку, а на следующий день работаю уже по-другому. Всеми силами пытаюсь во всем разобраться!
Подготовил материал Дмитрий Козлов. Интернетпортал «Комсомольская правда» в Самаре». 10 февраля 2013 г. |