Главный тренер ХК ЦСК ВВС Павел Десятков: «Мы неплохо «пошумели» на трансферном рынке»
- Как и почему у вас возник вариант с возвращением в самарский клуб?
- Тут необходим экскурс в историю. В 2015 году в ХК ЦСК ВВС произошла смена руководства и тренерского штаба со мной во главе. Прощаясь, директор клуба Михаил Иванович Ничепуренко дал понять, что мы еще поработаем вместе на благо самарского хоккея. И сдержал обещание, пригласив меня год назад на должность спортивного директора. Но к тому моменту я уже ответил согласием на предложение возглавить команду «Молот-Прикамье». Я не мог подвести руководителей пермского клуба и дорожу своим словом. Поэтому честно отработал контракт в Перми, а теперь принял приглашение из Самары, только теперь — на пост главного тренера.
– В этот раз над предложением думали?
- Положительный ответ был готов дать практически сразу. Сложность заключалась в том, что до завершения контракта с «Молотом-Прикамье», то есть до 30 апреля, я не имел права вести переговоры с другими клубами. Поэтому ждал завершения срока моего контракта и договора Александра Соколова.
- В обязанности главного тренера в нашем хоккее входит и определенный функционал спортивного директора. Сложно совмещать?
- Да, это отвлекает от работы по подготовке команды к матчам и отнимает уйму времени на решение селекционных вопросов и общение с представителями Высшей хоккейной лиги. Так что сейчас обязанности спортивного директора команды выполняет Василий Нарзяев, с которым нас был успешный опыт работы в ХК «Рязань». Там мы сумели вывести команду, имевшую один из самых скромных бюджетов в ВХЛ, в плей-офф. Результата удалось добиться за счет грамотной, точечной селекции, умелого использования имевшихся средств, а также благодаря построению правильного тренировочного процесса и взаимовыгодному сотрудничеству с клубом-партнером из КХЛ – «Сочи».
- Знаю, что у вас особое отношение к такого рода партнерствам…
- Я двумя руками «за» такое сотрудничество, если оно взаимовыгодное. Я подразумеваю под этим, когда клуб КХЛ присылает в партнерскую команду ВХЛ хоккеистов, которые не проходят в состав по каким-то причинам и не получают игровой практики. Но при этом сильнее тех, которые есть в составе команды ВХЛ. Так было, когда я работал в «Рязани». И мне не совсем понятна ситуация, когда в команду ВХЛ «спускают» из КХЛ только молодых игроков уровня Молодежной лиги, как говорится, на обкатку. И не оказывают никакой помощи «младшему брату». Но зачем нам воспитывать и развивать чужих молодых игроков? Ведь у нас есть свои воспитанники из хоккейных школ Самары и Тольятти, в подготовку которых регион уже вложил средства. Талантливой молодежи у нас хватает. Надо просто с ней лучше работать, чтобы в будущем команда подпитывалась местными воспитанниками. Я считаю: команда ЦСК ВВС должна быть самобытной, самодостаточной и не зависеть в такой мере, как это было ранее, от воли руководства клуба-партнера из КХЛ. На данный момент договор о партнерстве ХК ЦСК ВВС и клуба КХЛ «Нефтехимик» (Нижнекамск) продлен. Посмотрим, насколько плодотворным будет сотрудничество.
- В регулярном чемпионате прошлого сезона «Молот-Прикамье» занял 23-е место, ЦСК ВВС — 30-е, отстав от пермяков на 8 очков. Получается, команды примерны равны по классу. Тогда почему решили поменять Пермь на Самару?
- На мой взгляд, положение в таблице не отражает в полной мере класс команд. Календарь был составлен таким образом, что команды Восточной конференции намного больше матчей провели между собой, чем с соперниками с «Запада». Так, «Молоту» пришлось по шесть встреч сыграть с «Торосом» и «Нефтяником» из Альметьевска, в которых мы потеряли очки. Это стало одной из причин 23-го места пермяков. К тому же, конкуренция на «Западе» не такая жесткая. А отрыв в 8 очков при нынешней системе подсчета, когда за победу дают два очка, - это пропасть. Чтобы его ликвидировать, нужно не просто выиграть четыре матча, но и надеяться, что твой конкурент проиграет четырежды.
- Но тогда тем более непонятно – чем же привлекательна для вас работа в ЦСК ВВС?
- Я хоть и родился в городе Коркино Челябинской области, но являюсь воспитанником тольяттинской хоккейной школы. А Самара занимает особое место в моей биографии. А в первый раз за команду, которая тогда называлась ЦСК ВВС-«Маяк» (руководили ей Евгений Тюрин, а затем Сергей Михалев — прим. автора), я сыграл в 17 лет. В сезоне-1992/1993 самарцы участвовали в Открытом чемпионате России. И к плей-офф усилились несколькими игроками «Лады», среди которых был я. Победив на пути к финалу пензенский «Дизелист», хабаровский СКА и новосибирскую «Сибирь», мы выиграли золотые медали. А в следующем сезоне я стал чемпионом страны с «Ладой». Второй мой приезд в самарскую команду пришелся на сезон 1995/1996, в ходе которого успел провести в чемпионате МХЛ 30 поединков за ЦСК ВВС и 20 - за «Ладу». В третий раз армейцем я стал в сезоне-2002/2003, поучаствовав в двух десятках игр. И вернулся в Самару уже тренером - помогать Владимиру Александровичу Шиханову, начиная с сезона-2012/2013. Тогда у нас сложился отличный, сплоченный коллектив, выигравший серебряные медали чемпионата РХЛ. Ну а потом был 2015 год… Впрочем, это совсем другая история.
- Перед возвращением в Самару общались с прежним наставником «летчиков» - Александром Соколовым?
- Нет. У Александра Юрьевича свой взгляд на хоккей, поэтому не видел в этом необходимости.
- В прошлом сезоне за ЦСК ВВС играл и продолжит играть в сезоне-2020/2021 ваш сын – Павел Десятков...
- Скажу сразу - я его сюда не направлял. Он неплохо проявил себя в играх за «Рязань», а затем получил приглашение от руководства и главного тренера ЦСК ВВС. Я же тогда даже не предполагал, что вскоре сам вернусь в Самару.
- Уже оформили отношения с ХК ЦСК ВВС на следующий сезон?
- С генеральным директором клуба Михаилом Ивановичем Ничепуренко мы подробно обговорили все детали контракта. Мне достаточно его слова. Но сам документ еще не подписан - договор оформим, когда снимут режим самоизоляции.
- Какие задачи перед вами поставлены на сезон-2020/2021?
- Локальная - побеждать в каждой игре. Глобальная – бороться за попадание в плей-офф. Причем, не важно, какой у нас будет бюджет, как усилятся соперники. Вторая глобальная задача - подготовка местных молодых ребят, которые в будущем составят костяк команды ЦСК ВВС с узнаваемым в ВХЛ рисунком игры.
- Домашние матчи сезона-2021/2022 «летчики», скорее всего, будет проводить в ледовом Дворце спорта на улице Молодогвардейской. Близость переезда команды в новый дом как-то повлияла на ваше решение вернуться в Самару?
- По этому поводу, если позволите, еще один исторический экскурс… Когда я входил в тренерский штаб тольяттинской «Лады» в качестве помощника Геннадия Федоровича Цыгурова, «Лада Арену» только начинали возводить. Мы несколько раз принимали участие в экскурсиях на стройку, в субботниках на прилегающей территории и других пиар-акциях. Но когда «Лада Арену» построили, то работать в ней пришлось другим тренерам. Конечно, мне бы хотелось возглавлять самарскую команду, когда она вернется в новый ледовый дворец и быть причастным к чему-то значимому. Но я так далеко не загадываю.
- Когда привозили «Рязань» и «Молот» на гостевые матчи в самарский «Кристалл», не удивлялись – как можно проводить игры ВХЛ, по сути, на тренировочном катке?
- Я знал: строится современный дворец, поэтому игры в «Кристалле» - вынужденная мера. А вот у незнакомых с ситуацией хоккеистов и тренеров матчи в «Кристалле» вызывали недоумение: подобных арен в нынешней лиге - единицы. Я в курсе, что строительство арены идет по плану, поэтому уверен – близок тот день, когда хоккейная команда вернется в обновленный Дворец спорта. И многочисленные самарские болельщики снова заполнят трибуны. Как это было, когда ЦСК ВВС играл в чемпионате РХЛ.
- Кто войдет в тренерский штаб самарской команды?
- Остались тренер вратарей Никита Скатов и тренер-консультант по работе с вратарями Алексей Шарнин. Моим помощником станет Александр Нестеров. Василий Нарзяев займет пост генерального менеджера и будет заниматься скаутингом и подготовкой видеоматериалов по игре наших соперников.
- Из прежнего состава команды осталось 14 игроков, пришли 8 хоккеистов. Сколько еще будет новичков и кто они по амплуа?
- Ожидаем в ближайшее время четырех, двое из которых - защитники. Также возьмем молодого местного вратаря. И с командой в составе 26-27 человек начнем предсезонную подготовку.
- Будут ли среди них звездные по меркам Высшей лиги хоккеисты?
- На мой взгляд, мы и так уже неплохо «пошумели» на трансферном рынке ВХЛ. Артем Ворошило, Игорь Игнатушкин, Сергей Денисов, Иван Коренков – это хоккеисты с опытом игры в КХЛ. Но при этом в составе ЦСК ВВС остались мастеровитые Александр Степаненко, Данил Гареев. Как мне кажется, у нас вырисовывается сбалансированный симпатичный состав. Есть опытные игроки - Ворошило, Игнатушкин, Коренков, Денисов, Сарваров), группа хоккеистов в самом расцвете сил - Шафигуллин, Дубинин, Каштанов, Алешин. Гареев, Степаненко. И молодежь - тем, кому 21-23 года. Им самое время вырастать из коротких штанишек, проявлять себя на уровне ВХЛ и дальше прогрессировать.
- План команды на предсезонку известен?
- Расписан по дням. Планируем выйти из отпуска 1 июля, пройти в Самаре углубленный медицинский осмотр. А начиная с 6 июля - проводить полноценные тренировки. Намечены контрольные игры с «Ладой» в Тольятти, с «Барсом» в Самаре и в Казани, «Нефтяником» из Альметьевска и «Нефтехимиком». Но все наши планы могут быть скорректированы — это зависит от эпидемиологической ситуации в регионе.
Андрей Бабешкин |